alex_mandel (alex_mandel) wrote,
alex_mandel
alex_mandel

Categories:

Два гиганта

Британский линейный крейсер HMS Indefatigable на фоне суперлайнера RMS Olympic (старший брат-близнец знаменитого RMS Titanic), начало Первой Мировой Войны.

HMS Indefatigable and RMS Olympic

И для своего, и для нашего времени HMS Indefatigable был весьма крупным боевым кораблем, водоизмещением более 22 тысяч тонн и длиной 179,8 м. При этом он стоит значительно ближе к камере, чем лайнер. И тем не менее...
Обычно на фото "Олимпика" и систершипов, благодаря общей пропорциональности и элегантности силуэта, размеры их несколько "скрадываются". А такое фото позволяет наглядно представить, насколько громадными, даже по сравнению с самыми крупными боевыми кораблями своего времени, были лайнеры типа "Олимпик" (водоизмещение 52 тысячи тонн, длина 269 метров).



Линейный крейсер HMS Indefatigable ожидала печальная участь. В Ютландском бою 31 мая 1916 года он погиб от взрыва, вызванного попаданием в погреба боезапаса снаряда с германского линейного крейсера Von der Tann. Из 1019 человек его экипажа в живых осталось только двое, они были подобраны германским миноносцем S-16. Спасенные также видели командира корабля, но он был тяжело ранен и умер в воде еще до подхода помощи.

HMS INDEFATIGABLE underway in coastal waters just before the Battle of Jutland Indefatigable_Blowing_Up Indefatigable sinking after being struck by shells from Von der Tann

1916 г., HMS Indefatigable незадолго до гибели
Взрыв HMS Indefatigable
HMS Indefatigable тонет после катастрофического взрыва боезапаса

RMS Olympic в ту войну служил транспортом для перевозки войск (перевез более 200 тысяч человек) и получил военную камуфляжную окраску:

HMT Olympic in dazzle camouflage while in service as a troopship during World War I

В этом качестве 12 мая 1918 года лайнер отличился, атаковав и потопив таранным ударом обнаруженную в надводном положении германскую подлодку U-103. Понятно что суперлайнеры, перевозившие через океан по нескольку тысяч солдат за раз, были желанными целями германских подводников. Когда при послевоенном ремонте "Олимпик" стал в док, на его корпусе в подводной части обнаружили вмятину, вызванную практически наверняка попаданием германской торпеды, у которой не сработал взрыватель. Следовательно, по крайней мере одна атака германских подводников была тактически успешна; лайнер спас отказ матчасти.

После войны "Олимпик" вернулся к довоенной гражданской окраске и мирной пассажирской службе, при этом он стал в 1919 году первым трансатлантическим лайнером, переоборудованным с угольного на жидкое топливо. Несмотря на несколько столкновений с его участием, в послевоенные годы он пользовался среди пассажиров высокой репутацией, заслужив прозвище "Надежный старина" (Old Reliable).

При очередном пересечении Атлантики 18 ноября 1929 года случилось так, что курс "Олимпика" прошел через место, в котором в 1912 году затонул его брат "Титаник". Когда лайнер проходил над этим местом, корпус судна без видимой причины вдруг испытал какую-то странную вибрацию и сотрясение - как будто его "пробрала дрожь"; это продолжалось в течении двух минут. Естественно, не было недостатка в толкованиях и комментариях мистического свойства. Люди более материалистического склада приписали этот странный случай воздействию подводного землетрясения, имевшего место в тот день в районе Большой Ньюфаундлендской Банки.

Olympic,_Southampton,_1929
"Олимпик" в Саутгемптоне, 1929 год

"Олимпик" продолжал напряженную регулярную службу на Атлантике до 1935 года, после чего вследствие износа был поставлен на прикол, продан на слом и разобран в 1937 году. К моменту "выхода в отставку" лайнер пересек Атлантику 514 раз, перевез 430 тысяч пассажиров и прошел 1,8 миллиона миль.

</lj-embed>
Tags: Британия, Корабли, Королевский Флот, Лайнеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments