alex_mandel (alex_mandel) wrote,
alex_mandel
alex_mandel

Aмериканская самонаводящаяся противокорабельная планирующая бомба; 1945 год

Aмериканская самонаводящаяся противокорабельная планирующая бомба ASM-N-2 Bat на внешней подвеске патрульного
бомбардировщика ВМС США Consolidated PB4Y-2 Privateer, 1945 год. На фото хорошо виден смонтированный в носовой
части бомбы радиопрозрачный обтекатель параболической антенны радара.

Планирующая бомба ASM-N-2 Bat с полностью автономным активным радиолокационным самонаведением стала первым в
истории полностью самонаводящимся оружием, действующим по принципу «выстрелил-забыл».




В качестве боевой части использовалась 1000-фунтовая (454 кг) осколочно-фугасная бомба. Контактный взрыватель
обеспечивал взрыв при поражении цели; во избежание попадания образца этого оружия в руки противника, имелся также
аварийный таймерный детонатор - для уничтожения бомбы подрывом в случае промаха.

Стабилизация бомбы в полете обеспечивалась гироскопическим автопилотом фирмы Bendix, а система активного радиолокационного
самонаведения с качающейся сканирующей параболической антенной РЛС была разработана фирмой Bell Telephone Laboratories
в сотрудничестве с Массачусетским Технологическим Институтом:





Эффективная дальность бомбы Bat при сбросе с высоты 4600-7500 метров могла достигать 37 километров. Благодаря этому
самолёт-носитель оставался вне радиуса действия зенитной артиллерии корабля-цели, а благодаря самонаведению бомбы
после ее сброса ему не требовалось дальнейшее сближение с целью. Сброшенная бомба планировала к цели на скорости
порядка 130 м/с, что при ее малых размерах почти исключало ее перехват и сбитие противником - особенно при плохой
видимости и в темное время суток.

Первыми носителями бомбы ASM-N-2 Bat стали морские патрульные бомбардировщики PB4Y-2 Privateer (с января 1945 года),
действовавшие на Тихом океане:



Также проводились работы по ее развертыванию на других самолетах морской авиации, в том числе TBM Avenger:



При этом хвостовой стабилизатор бомбы мог складываться, чтобы при старте самолета подвешенная под ним бомба
не задевала палубу.

Первое боевое применение бомб ASM-N-2 Bat имело место в апреле 1945 года у берегов Борнео, целями были
японские корабли и суда; несколько из них были потоплены или повреждёны прямыми попаданиями. Одним из них стал
эскортный корабль "Агуни" (типа "Укуру"), тяжело поврежденный 27 мая 1945 года бомбой Bat, запущенной
с расстояния 37 км.

Бомбы Bat, специально модифицированные для поражения радиоконтрастных наземных целей (мостов), также использовались
в боевых действиях в Бирме - хотя и с меньшими успехами, из-за помех при отражении луча радара от элементов рельефа
местности.

Всего было выпущено 2580 бомб Bat, но их более широкому использованию помешал недостаток целей (на этом этапе
войны от японского флота уже мало что осталось, а то что еще оставалось - быстро "добивалось" другими видами оружия,
в первую очередь обычной авиацией и подлодками), а вскоре - и окончание Второй Мировой Войны.

По окончании Второй Мировой бомбы ASM-N-2 Bat оставались на вооружении до 1953 года, проводились работы по их
развертыванию на других самолетах - в частности патрульных Lockheed P-2 Neptune, палубных пикирующих бомбардировщиках
Curtiss SB2C Helldiver, и истребителях Chance Vought F4U Corsair:





Tags: asm-n-2 bat, chance vought f4u corsair, consolidated pb4y-2 privateer, curtiss sb2c helldiver, grumman tbf avenger, lockheed p-2 neptune, Авиация, Вторая Мировая Война, Индустриальная Америка, Корабли, Оружие и боеприпасы, США, Слава роботам, Фото, графика, история, флот США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments