alex_mandel (alex_mandel) wrote,
alex_mandel
alex_mandel

RB-36H, масштаб 1:72

Итак, наконец собрался выложить фото модели своего RB-36H, масштаб 1:72. Модель от Monogram.

Изображение 090 Изображение 091

Постройка заняла 22 года, с перерывами. Когда впервые увидел эту модель у нас на модельной
сходке, уговорил хозяина "застолбить" ее за мной вплоть до окончательной выплаты стоимости
(45$$). Зарплата у меня тогда колебалась в пределах от 10 до 20 $$ (начало 90х!), поэтому
реально собирал по доллару; наконец выкупил, принес домой и приступил к делу.

Очень быстро пришло понимание, что в тот момент эта модель была для меня "слишком хороша":
в смысле что я слишком мало знал о прототипе, и в тот период и и в той обстановке у меня
не было шансов достаточно быстро собрать в нужном объеме информацию, которая позволила бы
деталировать модель как она этого заслуживала. С другой стороны, ждать неизвестно сколько
(возможно годы; и интернета в пределах доступности тогда вообще не было) очень не хотелось.

В результате был принят "компромисс": модель была собрана по принципу "из коробки", но с
прицелом на дальнейшие доработки по мере возможности. Например, орудийные башни на В-36
были выпускаемыми, и в нерабочем положени они убирались в специальные отсеки, которые
закрывались сдвижными дверцами почти заподлицо с фюзеляжем.
На модели эти дверцы даны в закрытом положении, т.е. ни башни ни их отсеки не видны вообще.
Я вырезал эти дверцы с помощью лезвия, и вклеил их обратно на клее ПВА - до лучших времен,
когда появится информация об интерьере этих отсеков и виде башен. Ждать пришлось больше
10 лет, но их время пришло.

"Прорывным" оказался 2004 год, когда в моей второй поездке по США в Национальном
Аэрокосмическом Музее в Вашингтоне я наткнулся на целую кипу литературы по этому самолету,
а также познакомился с несколькими ветеранами Strategic Air Command, летавшими на нем.
Вот с этого времени и пошла настоящая работа...

Процитирую один из собственных предыдущих постов про В-36, чтобы читателю стала понятна
суть переделок и доработок на модели.

САМОЛЕТ

Бомбардировщики B-36 имели 4 бомбоотсека (нумерация шла от носа к хвосту). На разведчиках же
RB-36 место первого бомбоотсека занимала дополнительная гермокабина с фотооборудованием и операторами.
Во втором бомбоотсеке размещались осветительные фотобомбы (для подсветки при ночной съемке).
В третьем бомбоотсеке помещался дополнительный съемный топливный бак (либо дополнительный
запас фотобомб), а четвертый использовался для размещения оборудования радиоэлектронной борьбы
(РЭБ) и разведки.
Таким образом, "перепрофилированные" 1 и 4 бомбоотсеки открывающихся бомболюков не имели вообще,
а 2 и 3 отсеки закрывались общими створками.

В таком варианте "чистого" разведчика, однако, самолеты эксплуатировались очень недолго. Уже в
1952 году весь парк RB-36 был дооборудован для размещения при необходимости в бомбоотсеке №2
(вместо фотобомб) специально разработанного бомбодержателя UBS (Universal Bombing System) для
подвески атомной бомбы (обычно Мк-6).

Следующая модернизация парка RB-36 в 1954 г. была гораздо кардинальнее. Оборудование РЭБ
из 4-го бомбоотсека перенесли дальше в сторону хвоста и вернули этому бомбоотсеку "ударное"
назначение. Теперь и в нем, и в 3-м бомбоотсеке тоже могло располагаться атомное оружие,
а с принятием на вооружение гигантской водородной бомбы Мк-17 самолет мог взять на борт
и ее - в "объединенный" 3-4 бомбоотсек, где она занимала почти всю его длину.

У этого объединенного бомботсека имелись соответственно и объединенные длинные створки, а
второй бомбоотсек получил собственную отдельную пару створок.

При этой модернизации дополнительная "фотографическая" гермокабина в первом бомбоотсеке не
демонтировалась, и при необходимости RB-36 по-прежнему можно было использовать для
фоторазведывательных (или комбинированных) миссий.

МОДЕЛЬ

В наборе от Monogram RB-36H был представлен в исходном виде - с бомбоотсеками №2 и №3
(с подвешенными осветительными бомбами для аэрофотосъемки) и парой единых створок для них.

Я решил переделать модель сответственно модернизации 1954 года. Соответственно, пришлось
прорезать брюхо фюзеляжа в районе расположения бомбоотсека №4, воспроизвести его интерьер
и переместить створки бомбоотсека назад - теперь вместо 2-3 они закрывают 3-4 отсек.
Для второго отсека пришлось изготовить отдельную пару створок.

Затем были изготовлены новые бомбодержатели и бомбы: атомная Мк-6 для размещения во втором
отсеке, и гигантская водородная Мк-17 для 3-4 отсека. Покопавшись в интернете, я вычертил
что-то вроде чертежей на них, по которым один друг, имеющий доступ к токарному оборудованию,
выточил их из металла. К металлическим корпусам я приклеил отдельно изготовленные стабилизаторы
и некоторые другие детали, в частности парашютную систему в хвосте у Мк-17.

Атомные бомбы В-36 сбрасывал путем свободного сброса, но для водородной Мк-17 тормозной
парашют имел принципиальное значение: бомба была слишком мощной, и замедление ее падения на цель
давало В-36 время уйти из зоны поражения. Из-за огромного практического потолка самолета
(значительно превышавшего официально декларируемый) и мощного оборонительного вооружения
(как стрелкового так и радиоэлектронного) экипажи В-36 относились к угрозе со стороны
средств ПВО без особого почтения, но их худшим кошмаром было именно несрабатывание парашютной
системы при сбросе водородной бомбы.

Огромные размеры этой бомбы хорошо видны на снимках ниже; рядом - атомная Мк-6, и для
сравнения - стандартный джип, также в масштабе 1/72 (модель недоведенная и далекая от
детальности, поставлена рядом просто для сопоставления размеров):

Изображение 068 Изображение 070

Между бомбоотсеком №2 и объединенным отсеком №№3-4 на модернизированных самолетах
устанавливался т.н. "divider" - тонкий отсек-"разделитель", в котором размещались приводы
открытия-закрытия створок бомбоотсеков и различная электрика и гидравлика с соответствующими
проводами и шлангами. В исходном наборе этот отсек естественно отсутствовал, так что его
со всем оборудованием пришлось изготовить самостоятельно.

После установки всей необходимой деталировки бомбодержатели, бомбы и отсек-"divider" были
установлены на свои места:

Изображение 099 Изображение 102

Изображение 103 Изображение 105

Изображение 109 Изображение 111

Отсеки вооружения были открыты. Для их деталировки изготовлены из тонкого листового пластика
(в основном от телефонных карточек) несколько новых поперечных переборок, снарядные ящики,
и различные приборы которые присутствовали в этих отсеках. Из полистирола были изготовлены
орудийные башни, их фундаменты и приводы их выпуска-уборки, из подходящих по диаметру игл
от шприцов - стволы.
Старые (вырезанные лезвием) сдвижные створки, закрывающие эти отсеки, разумеется потребовалось
заменить - т.к. они имели толщину, соответствующую толщине пластика из которого сделан фюзеляж.
Новые створки были вырезаны из жести от пивной банки, окрашены и установлены на свои места:

Изображение 097 Изображение 101

В общем, вот такой у меня получился RB-36H. Еще несколько фото:

Изображение 096 Изображение 095

Изображение 094 Изображение 093

Планируются еще некоторые доработки: самолет столь огромен что, как говорит один мой знакомый,
"такую модель можно делать хоть всю жизнь". Но во общем и целом, считаю, модель уже "состоялась"
и неплохо смотрится. Отдельное спасибо членам экипажей В-36 Дэвиду Вудсу, Джеймсу Андерсону и
Бобу Мелло за рассказы, консультации и фотоматериалы, а также коллегам по ЖЖ vakhnenko и
vova_modelist за их фоторепортажи о сохранившихся музейных самолетах В-36.

</lj-embed>
Tags: b-36, Авиация, США, Фото, авиамоделизм, история, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →